- АМО "Новодугинский район" Смоленской области
- Структурные подразделения
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Информация для родителей
- Жестокое обращение с ребенком: психологическое насилие и его последствия
Информация для родителей
30.12.2014 12:25 Жестокое обращение с ребенком: психологическое насилие и его последствия
Жестокое обращение с ребенком: психологическое насилие и его последствия
Под жестоким обращением понимается любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.
Психологическое насилие в отношении ребенка — самый распространенный вид жестокого обращения, какой бы ни была ситуация насилия, она неизменно сопровождается эмоциональной жестокостью. Английский психиатр Донья Глазер полагает, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит отсутствие или нарушение привязанности родителей к ребенку, отвержение, эмоциональное насилие, которое автор называет «особо коварным», причиняющим значительный ущерб развитию личности. Так, для детей, пострадавших от инцеста, неизбежным является сопутствующее ему разрушение семейной любви, доверия, манипуляторское отношение, запугивание со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие.
Психологическое насилие - это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка.
Формы психологического насилия:
Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:
1. враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
2. высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);
3. превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.
Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
1. помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
2. оставление его в опасной ситуации;
3. нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
4. угроза совершения насилия над самим ребенком;
5. угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).
Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:
· необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
· необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):
· побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим;
· формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
· воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье, причем оно может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери — он нежеланный, лишний, уже нелюбимый. феномену психологического насилия в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения безопасной привязанности.
Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка. Не случайно психологи называют его душегубством.
- docx (16.15 KB)