- АМО "Новодугинский район" Смоленской области
- Новости
- Стремление к насилию – удел слабых
Стремление к насилию – удел слабых
Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение, действие или бездействие со стороны взрослых, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка или угрожают его правам и благополучию. В Российской Федерации ребенком является человек от рождения до достижения возраста 18 лет.
По официальной статистике, более двух миллионов детей в России ежегодно подвергаются различным видам насилия. И это только зарегистрированные данные. По данным социологических исследований, в нашей стране более 50% детей боятся общаться со взрослыми на улице, более 40% считают, что их часто несправедливо обижают взрослые, более 30% боятся своих педагогов, а 65% испытывают на себе издевательства со стороны сверстников. Жестокое обращение подразумевает не только физическое насилие над ребенком, но и ряд других действий: недостаточное внимание к ребенку, пренебрежение его нуждами и потребностями, крики, брань, оскорбления в адрес ребенка и т.п.
К сожалению, лидируют в проявлениях жестокого обращения с детьми именно те люди, которые изначально призваны любить и защищать ребенка: родители или иные законные представители, близкие родственники, а затем уже по нисходящей идут сверстники или старшие дети, педагоги и воспитатели, посторонние знакомые и незнакомые взрослые люди.
Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение, действие или бездействие со стороны взрослых, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка или угрожают его правам и благополучию. В Российской Федерации ребенком является человек от рождения до достижения возраста 18 лет.
По официальной статистике, более двух миллионов детей в России ежегодно подвергаются различным видам насилия. И это только зарегистрированные данные. По данным социологических исследований, в нашей стране более 50% детей боятся общаться со взрослыми на улице, более 40% считают, что их часто несправедливо обижают взрослые, более 30% боятся своих педагогов, а 65% испытывают на себе издевательства со стороны сверстников. Жестокое обращение подразумевает не только физическое насилие над ребенком, но и ряд других действий: недостаточное внимание к ребенку, пренебрежение его нуждами и потребностями, крики, брань, оскорбления в адрес ребенка и т.п.
К сожалению, лидируют в проявлениях жестокого обращения с детьми именно те люди, которые изначально
призваны любить и защищать ребенка: родители или иные законные представители, близкие родственники, а затем уже по нисходящей идут сверстники или старшие дети, педагоги и воспитатели, посторонние знакомые и незнакомые взрослые люди.
Российские исследователи одними из главных причин насилия над детьми называют следующие:
- исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей, присущие и нашему времени (шлепок, под-
затыльник, наказание ремнем);
- разочарование от неоправданно завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь своих детей в
максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, которое родители организуют при незнании возрастных особенностей развития ребенка;
- выплескивание своих негативных эмоций на более слабых и зависимых членов семьи, в том числе, на
детей;
- неуверенность родителей в завтрашнем дне;
- постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, которая способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;
- низкий образовательный и культурный уровень родителей, характеризующийся отсутствием навыков и
умений в воспитании детей.
Кроме насилия в семье, дети часто подвергаются насилию в школе.
Главной тому причиной является прочно сложившийся авторитаризм и диктат педагогов, их психологическая неустойчивость, недостаточный уровень психологической культуры, слабое владение коммуникативными навыками, а также профессиональная несостоятельность, которая выражается в неумении или нежелании педагога с уважением относиться к личности и проблемам ребенка. В результате вместо помощи ребенок слышит обвинения в возникновении своих проблем, что приводит к нервному срыву детей и даже к попыткам суицида. Согласно данным проведенных исследований, чаще всего дети предпринимают попытки суицида из-за школьных конфликтов.
Жестокое отношение к детям оказывает влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на социальный и эмоциональный фон уже взрослого человека.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию, обучению
и воспитанию несовершеннолетних детей Российским законодательством предусмотрена различного рода ответственность. Уголовная ответственность предусмотрена за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также за психическое насилие и пренебрежение основными нуждами детей, отсутствие заботы о них. Гражданско–правовая ответственность предусматривает в качестве мер, применяемых к родителям, ограничение и лишение родительских прав. Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35) предусмотрена административная ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних детей в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети.
Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско–родительских отношений. Поэтому, уважаемые родители, чтобы избежать таких последствий, почаще задумывайтесь о том, какое место занимает ребенок в вашей жизни и комфортно ли ему в вашей семье.
Ведущий специалист по опеке и
попечительству
М.А. Лёвушкина