Анализ системы образования

24.10.2017 15:42 Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования муниципального образования "Новодугинский район" Смоленской области за 2016 год"

Итоговый отчет

 о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области

за 2016 год

 

1.1. Вводная часть

 

Муниципальное образование «Новодугинский район» расположено на северо-востоке Смоленской области. Площадь территории района - 1935 кв. км. Численность населения на 1 января 2016 года составляет 9648 человек, динамика численности населения отрицательная.

В состав муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области входит 6 сельских поселений: Новодугинское сельское поселение (административный центр с. Новодугино); Высоковское сельское поселение (административный центр – с. Высокое); Днепровское сельское поселение (административный центр – с. Днепровское); Тесовское сельское поселение (административный центр – с. Тесово); Извековское сельское поседение (административный центр – д. Извеково); Капустинское сельское поселение (административный центр – д. Капустино).

Основные отрасли сельскохозяйственного производства района — растениеводство и животноводство.

Эффективное функционирование и развитие системы образования неразрывно связано с условиями социально-экономического развития района.

Образование в районе является приоритетным направлением развития и обеспечения качества жизни населения.

Цели и задачи муниципальной системы образования:

Цель: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития в экономике района, региона и страны, запросам современного общества.

Задачи:

1.      Совершенствование условий по обеспечению доступного, качественного дошкольного образования  с учётом запросов населения.

2.      Совершенствование муниципальной образовательной сети в целях обеспечения доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования каждому школьнику вне зависимости от  места жительства, состояния здоровья, социального, имущественного положения.

3.      Повышение эффективности деятельности ОУ в воспитании  социально активной  и творчески развитой личности ребенка.

4.      Обеспечение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

5.      Совершенствование  системы здоровьесбережения для воспитанников и обучающихся ОУ, через вовлечение их в массовые  физкультурно - оздоровительные мероприятия.

6.      Обеспечение реализации законодательства РФ в части социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита прав и интересов несовершеннолетних граждан, в отношении которых установлена опека или попечительство.

7.      Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8.      Совершенствование работы по профилактике социального  сиротства.

9. Совершенствование условий для усовершенствования кадрового потенциала системы образования.

10. Обеспечение планомерной работы по поддержанию и улучшению антитеррористической, противопожарной защищенности охраны труда образовательных учреждений.

         В целях устойчивого развития системы образования, обеспечения нового качества образования, являющегося необходимым условием конкурентоспособности и качества жизни муниципального образования, были разработаны муниципальная программа «Развитие образования в муниципальном образовании «Новодугинский район» Смоленской области в 2014 – 2017 году» (утв. Постановлением Администрации муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области от 22.01.2014  № 7).

Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования: отдел по образованию Администрации муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области. Адрес: 215240, Смоленская область, с. Новодугино, ул. Чкалова, д.37, т. 8 (48138) 2-17-56.

 

1.2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области

 

Образовательная политика Новодугинского района учитывает все инновационные изменения, происходящие в образовании страны и региона. В системе образования района произошли позитивные изменения, как в структуре муниципальной сети, так и в содержании образования.

Система образования муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области  представлена 21  образовательным учреждениям: 3 средними школами, 9 основными школами,  1 начальной  школой - детским садам, 6 детскими садами, учреждениями дополнительного образования: МКУ ДО «Новодугинский дом детского творчества» и МКУ ДО «Новодугинская детско-юношеская спортивная школа».

Действующая сеть муниципальных образовательных учреждений на 01 сентября 2016 года позволила охватить:  дошкольным воспитанием и образованием – 211 детей, общим образованием – 832 человека, дополнительным воспитанием и образованием – 520 детей.  В районе на протяжении ряда лет существовала  тенденция к сокращению общего числа обучающихся общеобразовательных учреждений: 2012-2013 учебный год – 901 обучающийся; 2013-2014 учебный год – 866 обучающихся; 2014-2015 учебный год – 829, тем не менее, в 2015-2016 учебном году наметилась положительная динамика роста численности обучающихся -832 детей; в 2016 году количество детей немного сократилось.

 

1.2.1 Сведения о развитии дошкольного образования

 

В целях реализации права граждан на дошкольное образование в районе функционируют 7 дошкольных образовательных учреждений: 6 – муниципальные детские сады, 1 – комплекс «Начальная школа - детский сад».

В настоящее время в Новодугинском районе проживает 754 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе 505 детей в возрасте от 2 до 7лет. Из них 211 человека (42%) посещают дошкольные образовательные учреждения района, что соответствует показателям предыдущих лет. Количество детей в ДОУ в течение учебного года значительно колеблется. Это связано прежде всего с тем, что в августе детские сады массово отчисляют детей, поступающих в школу. Из-за отсутствия очереди массового зачисления не бывает, количество детей в ДОУ увеличивается постепенно, набор  дошкольников производится в течение всего учебного года.

Между тем в последние годы наметилась устойчивая тенденция незначительного снижения количества детей в дошкольных образовательных учреждениях к концу года:

 

 

 

Годы

 

 

2012г.

 

2013г.

 

2014г.

 

2015г.

2016 г.

Количество детей

 

214

 

221

 

198

 

194

211

 

 

 

 

 

 

 

 

Говоря о подходах к развитию дошкольного образования, отмечу, что именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

  Ключевой задачей педагогических  коллективов  является  получение качественного образования воспитанниками ДОУ. Наша главная цель - создание условий для обеспечения доступности качественного дошкольного образования. При этом доступность характеризуется  возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.

В целях реализации права граждан на дошкольное образование в районе в 2016году существовала следующая сеть образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования: 6 – муниципальных детских садов,  1 – учреждение «начальная школа-детский сад». В прошедшем учебном  году произошло сокращение сети дошкольных образовательных учреждений за счет ликвидации МКОУ «Караваевская начальная школа-детский сад».  Общее количество мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования,  295. Очередности в дошкольные образовательные учреждения нет, напротив, образовательные учреждения могут принять более 100 детей.

Несмотря на то, что доступность дошкольного образования в районе обеспечена социальными гарантиями:  родительская плата за присмотр и уход за детьми не взимается с родителей (законных представителей) детей следующих категорий: дети-инвалиды; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с туберкулезной интоксикацией; родителям (законным представителям) выплачивается компенсация за дни фактического посещения ребенком организации дошкольного образования: на первого ребенка – в размере 20% среднего размера родительской платы; на второго ребенка – в размере 50% такой платы; на третьего и последующих детей – 70% такой платы; с 2013 года  действует дополнительный вид материальной поддержки - областное ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, не посещающего детский сад (на 31.12.2015года получают 3семьи), - основным сдерживающим фактором для увеличения числа воспитанников в детских садах является финансовое положение семей с детьми. На территории района проживает значительное количество семей с детьми, в которых доход на каждого члена семьи ниже установленного на территории Смоленской области прожиточного минимума.

В соответствии с ФГОС ДО во всех ДОУ  разработаны Основные образовательные программы и все необходимые нормативные документы.

Требования к реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим,  финансовым условиям, к развивающей предметно-пространственной среде.

 Кадровые условия в основном соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Коллективы ДОУ состоят из педагогов, имеющих достаточный педагогический опыт. Большая часть педагогического коллектива имеет педагогическое высшее и среднее  специальное образование – 68,8 %. Наиболее многочисленную группу составляют педагоги, имеющие стаж работы более 25 лет – 53,3 %; 23,3 % – со стажем от 10 до 20 лет; 6.6 % – от 20 до 25 лет; 17% – до 5 лет.   Первую квалификационную категорию имеют 62,4 % педагогов. Таким образом, профессиональный уровень педагогов достаточно высокий; педагоги стремятся к повышению своей квалификации через различные формы, как на областном уровне, так и на уровне ДОУ.

Повышению квалификации руководящих и педагогических работников ДОУ способствуют семинары и методические объединения. В 2015-2016 учебном году проведены семинары с заведующими ДОУ: «Устав и локальная база ДОУ», «Прием детей в ДОУ», «Основная образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», «Рабочие программы педагогов в соответствии с ФГОС ДО».

Все методические объединения и семинары по дошкольному образованию проводились на базе МКДОУ «Новодугинский детский сад» (руководитель Вахтина В.А.).

Во всех дошкольных образовательных учреждениях разработаны и утверждены в установленном законом порядке Уставы, соответствующие Федеральному закону от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» разработана необходимая локальная нормативная база. В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» всеми МКДОУ обеспечивается информационная открытость образовательного учреждения, в том числе на официальных сайтах в сети «Интернет».

Основные образовательные программы детских садов в основном соответствуют предъявляемым требованиям, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Обеспечению качества образования в ДОУ  способствуют не только реализация основного содержания, но и дополнительное образование.

Дополнительное  образование предоставляется только в МКДОУ «Новодугинский детский сад», дополнительным образованием охвачено 30 обучающихся, что составляет 14,2 % от общего числа воспитанников  реализующих программу дошкольного образования муниципальных казенных образовательных учреждениях МО «Новодугинский район»).

Немаловажным фактором повышения качества образования в дошкольных учреждениях является сотрудничество с родителями, организуемое в различных формах: проводятся спортивные праздники с участием родителей, совместные дела с участием родителей, детей и педагогов и других  формах  взаимодействия. В целях оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Новодугинский детский сад» создан консультационный пункт по работе с семьями, дети которых не посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Отделом по образованию разработано и утверждено Положение о консультационном пункте. Информация о работе консультационного пункта размещена на официальном сайте МКДОУ «Новодугинский детский сад». В течение 9 месяцев 2016 учебного года услугами консультационного центра воспользовалась 41 семья с детьми-дошкольниками.

По данным мониторинга, в МКДОУ «Новодугинский детский сад», проводящем апробацию введения ФГОС ДО, произошло значительное дооснащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО (закуплены дополнительные средства обучения, в том числе игрушки, оборудование).  В остальных детских садах материально-технические, информационные, кадровые, методические и финансовые условия изменились незначительно.

 Для обеспечения образовательного процесса дошкольные учреждения располагают достаточным количеством методической, детской литературы, дидактических материалов и пособий. Предметно-развивающая среда в группах обновляется и пополняется, соответствует принципам её построения. Создаются условия для развития игровой деятельности, организации двигательной активности. Учитываются возрастные особенности детей.

Основные трудности на данном этапе  реализации ФГОС ДО возникают у руководителей и педагогических работников ДОУ при разработке основной образовательной программы, рабочих программ педагогов, организации развивающей предметно-пространственной среды.

Нерешенной проблемой в настоящее время является повышение квалификации педагогов ДОУ через курсовую подготовку. Надеемся решить эту проблему еще до наступления Нового года.

Несмотря на то, что во всех дошкольных учреждениях в основном имеется методическая, детская литература, дидактические материалы и пособия и  созданы условия для развития игровой деятельности, организации двигательной активности, всем детским садам предстоит серьезная работа по улучшению  материально-технических условий, создание предметно-пространственной среды, пополнение и обновление базы учебных пособий и дидактических материалов. Все это необходимые условия успешного  введения ФГОС ДО и повышения качества дошкольного образования.

        

 

1.2.2. Сведения о развитии начального общего, основного общего и среднего общего образования

 

 

Оценка качества общего образования

 

Одним из приоритетных направлений развития муниципальной системы образования является обеспечение общедоступности и качества образования.

По сравнению с прошлым годом показатель качества усвоения основных общеобразовательных программ снизился на 0,9 %, число «хорошистов» на 0,9 %. 

Тем не менее, количество второгодников также снизилось на 0,5%.

 

Учебный год

Количество учащихся

Количество отличников

Количество хорошистов

Количество второгодников

Качество%

2012-2013

869

65(7,5%)

296 (34%)

10 (1,2%)

41,5%

2013-2014

837

60 (7,1%)

278 (33,2%)

14 (1,4%)

40,30%

2014-2015

829

59 (7,1%)

268 (32,3%)

8 (0,9%)

39, 4%

2015-2016

841

57 (6,8%)

278 (33,15)

4(0,4%)

40,0%

 

 

Выше районных показателей качество знаний в 2015-2016 учебном году в МКОУ «Новодугинская СШ», МКОУ «Высоковская СШ», МКОУ «Селищенская ОШ».

Качество знаний учеников незначительно увеличилось (на 0,6 %)

 

Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся

9, 11 классов

 

      Освоение  общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников 9 (в форме ОГЭ) и 11 классов (в форме ЕГЭ).

     С целью  обеспечения  качественной подготовки к государственной итоговой аттестации (далее ГИА)  обучающихся школ и организованного её проведения, в отделе по образованию Администрации муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области  был разработан и утвержден план работы по подготовке и проведению ГИА в 2015-2016 учебном году. В  нём были  предусмотрены:

- мероприятия по изучению нормативных и распорядительных документов по проведению и организации ГИА по русскому языку, математике и предметам по выбору обучающихся;

- организационные мероприятия;

- работа по формированию  муниципальных баз данных;

- контрольно - инспекционная работа;

- мероприятия по обеспечению мониторинга результатов ГИА  выпускников 9 и 11 классов. 

    Помимо  разработки плана работы, была проведена большая просветительская работа с выпускниками 9,11 классов и их родителями (проведены родительские собрания, на информационных стендах образовательных учреждений были размещены образцы бланков,  порядок их заполнения, инструкции для учащихся, организаторов, рекомендации для учащихся о психологической готовности к проведению экзаменов  и т.д.). Подобная информация регулярно пополнялась и обновлялась на сайтах школ.

    Итогом  информационно - просветительской работы стала итоговая аттестация, которая прошла без замечаний со стороны уполномоченных членов ГЭК и общественных наблюдателей. Апелляций по  процедуре проведения экзаменов зарегистрировано не было.

 

Анализ государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)

 

В 2015-2016 учебном году в 9-ых классах обучалось 91 человек. Все были допущены  к итоговой аттестации.

Отличие ОГЭ в 2016 году от ОГЭ, которых проходил в 2015 году было то, что  учащиеся сдавали 2 обязательных предмета  (русский язык и математик), и два предмета по выбору (всего 10 предметов. Самыми массовыми экзаменами были биология и обществознание (75 и 68 человек  из 91)). Для получения аттестата   об основном общем образовании  являлось успешное  прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по выбору, в том числе неудовлетворительные, не влияли  на получение аттестата.

 

Анализ ОГЭ за четыре года

ОГЭ, 2012-2013 г.

(85 чел.)

ОГЭ, 2013-2014 г

(78 чел.)

ОГЭ, 2014-2015 г.

 (71 ч.)

ОГЭ, 2015-2016г.

(91 чел.)

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

«5» - 13 – 15,3%

«4» - 24 –28,2%

 «3» - 47 – 55,3 %

        «2»  - 1 – 1,2%

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

«5» - 5 – 6,5%

«4» - 19 – 24%

«3» - 49 – 63%

«2» – 5 – 6,5%

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

«5» - 24 - 34%

«4» - 29 - 41%

«3» - 18 - 25%

         «2» -------------

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

«5» - 42 – 46%

«4» - 39 - 43%

«3» - 10 - 11%

     «2» -------------

 

МАТЕМАТИКА

 

«5» ----------------

«4» - 20 – 23,5%

«3» - 65 – 76,5%

«2» - --------------

 

МАТЕМАТИКА

 

«5» - 19 – 24%

«4» - 38 – 49%

«3» - 21 – 27%

        «2» ------------- 

 

МАТЕМАТИКА

 

«5» - 9 - 13%

«4» - 18 - 25%

«3» - 42 - 59%

         «2» -  2 -   3%

 

 

МАТЕМАТИКА

 

«5» - 10 - 11%

«4» - 38- 42%

«3» - 39 - 43%

     «2» - 4 –  4%

 

На протяжении двух лет  учащиеся 9 классов  демонстрируют 100% успеваемость по русскому языку, по сравнению с прошлым годом увеличилось количество «отличников» на 12%, «хорошистов» - на 2%. Уменьшилось количество «троечников». Полное отсутствие неудовлетворительных оценок.

Что касается предмета математика, то здесь ситуация неоднозначная.  На протяжении четырех лет количество «отличников»  постепенно уменьшается. Количество «хорошистов» и «троечников»  скачкообразно в разные года. Число неудовлетворительных отметок  возросло на 1% по сравнению с прошлым годом.

 При определении  учащимися предмета для сдачи экзамена по выбору возникало много вопросов и ученики долго не могли определиться с выбираемыми предметами. В результате выбирали предметы, которые по их мнению, было проще всего сдать:

 

Наименование предмета

Обученность (без «2»)

Качество («4» и «5»)

Обществознание

89%

43%

Биология

82%

22%

Химия

100%

71%

Физика

100%

50%

География

100%

44%

Литература

100%

100%

Английский язык

100%

100%

 

Анализ выполнения экзаменационных работ по предметам показал, что большая часть выпускников подтвердила результаты успеваемости по итогам года. Отмечается небольшое количество  выпускников, показавших знания выше годовых  по русскому языку.

Сравнительный анализ ЕГЭ 2016

В 2015-2016 учебном году в образовательных учреждениях муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области обучалось 30 одиннадцатиклассников: в МКОУ «Новодугинская СШ» - 23 выпускника; в МКОУ «Днепровская СШ» - 4 выпускника, в МКОУ «Высоковская СШ» - 3 выпускника. Число выпускников 11 классов снизилось по сравнению с предыдущим учебным годом на 25%  и данная тенденция сохраняется (2013-2014 учебный год – 40 выпускников, 2014-2015 год – 30 выпускников; 2015-2016 год – 25 выпускников).

В 2016  году в образовательных учреждениях муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области обучалось 25 одиннадцатиклассников: в МКОУ «Новодугинская СШ» - 21 выпускник; в МКОУ «Днепровская СШ» - 3 выпускника, в МКОУ «Высоковская СШ» - 1 выпускник.

 

 

РЯ

МАТ(б)

МАТ(пр)

ОБЩ

ФИЗ

ИСТ

БИО

ЛИТ

2015

30

23

31

22

6

3

4

1

2016

25

17

14

19

9

6

2

2

 

 

 

 

Средний балл по предметам и обученность выпускников 2015, 2016гг

№ п/п

Предмет

МКОУ «Новодугинская СШ»

МКОУ «Днепровская СШ»

МКОУ «Высоковская СШ»

Средний балл по району/обученность

 

 

2015

2016

2015

2016

2015

2016

2015

2016

1.

Русский язык

58,0

70,43

56,25

57,66

55,3

60,0

58,5

100%

62,7

100%

2.

Математика (баз)

3,3

4,15

-

4,3

3,7

5

3,5

78,3%

4,48

100%

3.

Математика (пр)

30,0

52,92

26,75

-

33,3

33

32,2

78,7%

42,96

92,9%

4.

Обществознание

46,2

 

55,83

 

38,2

-

60,0

53

45,4

68,2%

54,42

94,7%

5.

Физика

53,2

53,1

42,0

-

-

-

51,3

53,1

100%

6.

История

30,0

35,16

 

-

-

41,0

-

33,6

35,16

50%

7.

Биология

42,8

29,5

-

-

-

-

42,8

29,5

0%

8.

Литература

69,0

51,5

-

-

-

-

69,0

51,5

100%

 

 

В 2015 году  самые низкие результаты ЕГЭ за последних 4 учебных года (за исключением литературы). Самые плохие результаты по математике. В основной период ЕГЭ по математике профильного уровня не сдали 14 человек из 30 (46,7%), по математике базового уровня – 5 выпускников (21,7%). Пересдавали математику 8 человек: 6 – на базовом уровне; 2 – на профильном уровне. Шесть выпускников на пересдаче также получили неудовлетворительный результат и, соответственно, не получили аттестат о среднем общем образовании, что составило 20% от общего числа выпускников. На пересдачу ЕГЭ по математике в дополнительные (сентябрьские) сроки подали заявления 6 выпускников не прошедшие государственную итоговую аттестацию, пересдали экзамен по математике на базовом уровне 3 выпускника из 6. Таким образом, 3выпускника (2 выпускника МКОУ «Новодугинская СШ», 1 выпускник МКОУ «Днепровская СШ») не получили аттестат о среднем общем образовании. Таким образом 10% выпускников 11-х классов в 2016году  закончили школу со справкой. Они продолжают обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования на базе аттестатов об основном общем образовании.

В 2016 году неудовлетворительных результатов по обязательным предметам (русский язык и математика) нет. Все выпускники получили аттестат о среднем общем образовании. Среди предметов по выбору незначительно улучшились результаты по обществознанию, физике. Значительно ухудшились результаты по биологии. Из 2 выпускников, сдававших ЕГЭ по биологии, ни один не получил положительной оценки. 50% сдававших ЕГЭ по истории не перешагнули минимальный порог, по обществознанию 1человек.

Высокие результаты получены по русскому языку (от 80 до100баллов -6 человек), базовой математике – 60% качество знаний. По профильной математике лучший результат 86 баллов.

 

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт

 

С 2011-2012 учебного  года во все общеобразовательные учреждения введен федеральный государственный образовательный стандарт. В 2016-2017 учебном году все 1,2,3,4,5.6,7,8  классы и 9 «А» класс МКОУ «Новодугинская СШ» обучаются  по новым федеральным государственным образовательным стандартам, что составляет   84,1% от общего количества обучающихся.

Учитывая то, что одним из оснований новых ФГОС является духовно-нравственное воспитание, область вступила в федеральный эксперимент по реализации проекта по апробации комплекса учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» в 2016-2017 учебном году изучают 67 обучающихся 4-х классов, «Основы светской этики» - 10 обучающихся.

Модернизация системы педагогического образования обязывает по-новому подойти к повышению квалификации педагогических кадров, в котором главенствующее положение занимают идеи непрерывного образования и компетентностного подхода. 

Одним из важных элементов перехода на ФГОС является кадровый потенциал.

Большое значение имеет курсовая п<

Назад
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Основные разделы

Услуги и сервисы

t4pe2vcwuqk
logotip-dlinnyj0
ezgif-7-342c61d995-2
38
400x240
dostizheniya-oblozhka_119
2-1
 
 

© Администрация муниципального образования "Новодугинский район" Смоленской области, [Год]

Яндекс.Метрика

телефон: 8 (48138) 2-20-31

факс.: 8 (48138) 2-20-31

Е–почта: amo-novodug@yandex.ru
Почтовый адрес: с. Новодугино, ул. 30 лет Победы, д. 2

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!