Разъяснение действующего законодательства

26.07.2018 11:09 Обзор обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля)

ОБЗОР обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля) в 2017 году

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Обзор обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении в 2017 году государственного надзора (контроля) проведен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) и Порядком обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля), утвержденным распоряжением Росреестра от 23 ноября 2016 г. № Р/0222.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, уполномочена осуществлять следующие виды контроля (надзора):

государственный земельный надзор; федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии (далее - государственный геодезический надзор);

надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок.

Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля) в 2017 году проведены Росреестром с целью:

обеспечения единства практики применения Росреестром и его территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Росреестра;

снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей;

совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора).

В результате проведенного анализа и обобщения правоприменительной практики решены следующие задачи:

выявлены проблемные вопросы применения Росреестром обязательных требований;

выработаны предложения по решению проблемных вопросов правоприменительной практики;

подготовлены предложения по совершенствованию законодательства;

выявлены типичные нарушения обязательных требований.

ГЛАВА 1. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ)

I. Составление ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, согласование планов проведения проверок органами муниципального земельного контроля, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры

1. Пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются 3 положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

Статьей 9 Закона № 294-ФЗ определено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых ежегодных планов. В соответствии с частью 6.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила подготовки планов).

Указанными в настоящем пункте нормативными документами установлено, что органы государственного контроля (надзора) разрабатывают проекты планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют разработанные проекты планов для рассмотрения в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

Органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

Указанными в настоящем пункте нормативными правовыми актами Российской Федерации органы прокуратуры наделены полномочием вносить предложения об устранении выявленных замечаний в проектах планов проведения плановых проверок, а также о проведении при возможности в отношении отдельных лиц совместных плановых проверок. Следует отметить, что данное положение не предусматривает полномочий органов прокуратуры осуществлять согласование планов проведения плановых проверок.

Ненаправление органом прокуратуры в территориальный орган Росреестра в установленный срок информации о выявленных органом прокуратуры замечаниях к проекту плана проведения плановых проверок, а также предложений о проведении совместных плановых проверок не является препятствием для утверждения плана проведения плановых проверок.

2. При составлении планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления государственного геодезического надзора, как и в предыдущем отчетном году, сложность вызывает отсутствие достоверных сведений о количестве субъектов, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность и являющихся потенциальными субъектами проверок. Примерное количество организаций, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность на территории Российской Федерации, составляет около 14,0 тыс. единиц, при этом согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства 12,1 тыс. организаций относятся к субъектам малого предпринимательства, в связи с чем в период «надзорных каникул» объем плановых мероприятий по надзору сводится к минимуму.

Кроме того, отсутствие информации о выполняемых или выполненных геодезических и картографических работах хозяйствующими субъектами является фактором снижения результативности мероприятий по государственному геодезическому надзору.

В связи с изложенным территориальным органам Росреестра при осуществлении государственного геодезического надзора необходимо:

при формировании перечня подконтрольных субъектов, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность, запрашивать в территориальном органе Федеральной налоговой службы список организаций, у которых в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности одним из основных видов деятельности указана геодезическая и картографическая деятельность и которыми представлена бухгалтерская отчетность, свидетельствующая об осуществлении деятельности;

для установления количества подконтрольных субъектов, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, использовать размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (по видам деятельности: «71.12.4 - Деятельность геодезическая и картографическая», «71.12.7 - Кадастровая деятельность»);

для получения сведений о планируемых или выполняемых геодезических и картографических работах на подведомственной территории использовать единую информационную систему в сфере закупок, а также наладить взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, являющимися потенциальными заказчиками работ в указанной сфере деятельности.

Указанную выше информацию использовать при составлении проекта ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Пунктом 8 статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) осуществление мероприятий по государственному контролю (надзору) разделяется на мероприятия по контролю за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанной с осуществлением властных полномочий, и деятельностью, не связанной с осуществлением властных полномочий.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут проводиться как проверки осуществления деятельности, связанной с осуществлением властных полномочий (проверки соблюдения требований законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности), так и проверки осуществления деятельности, не связанной с осуществлением властных полномочий (проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельных участков).

Планы проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, целью которых является проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении властных полномочий (при предоставлении земельных участков), составляются в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами подготовки государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласования внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016 г. № 1106. 

При планировании проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, целью проведения которых является проверка соблюдения требований законодательства при использовании органами государственной власти субъектов Российской Федерации земельных участков, такие проверки необходимо включать в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ (пункт 8 статьи 29.2 Закона № 184-ФЗ).

4. Пунктом 10(1) Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 1 (далее - Положение о земельном надзоре), определено, что с применением риск-ориентированного подхода осуществляется проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как указано в пункте 3 настоящего обзора, проверки в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации подразделяются на проверки соблюдения требований законодательства при исполнении властных полномочий и проверки соблюдения требований законодательства при использовании земельных участков.

При включении в планы проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации проверки, проводимые не в целях проверки исполнения властных полномочий, подлежат включению в планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с положениями Закона № 294-ФЗ с учетом риск-ориентированного подхода.

Планирование проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении властных полномочий (при предоставлении земельных участков) осуществляется в соответствии с положениями Закона № 184-ФЗ без учета риск-ориентированного подхода.

Статья 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) не предусматривает дифференциации проверок органов местного самоуправления на основании предмета проверки - исполнение властных полномочий или использование земельных участков. Планирование проведения проверок органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с положениями статьи 77 Закона № 131-Ф3 без применения риск-ориентированного подхода. 

5. Правилами подготовки планов определены правила составления планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положениями Правил подготовки планов предусмотрено указание в планах проведения плановых проверок сведений об адресе места (мест) фактического осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также основания для внесения изменений в план проведения плановых проверок (пункт 7 Правил подготовки планов).

Одним из оснований для внесения изменений в утвержденный план проведения плановых проверок является изменение присвоенной юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю категории риска. В случае перехода права юридического лица, индивидуального предпринимателя на земельный участок, включенный в план проведения плановых проверок, к другому лицу и такой переход права приводит к снижению присвоенной юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю категории риска, проверка в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя может быть исключена из плана проведения плановых проверок.

Переход права юридического лица, индивидуального предпринимателя на земельный участок, включенный в план проведения плановых проверок, не приводит к изменению присвоенной такому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю категории риска. В этом случае плановая проверка проводится в установленном порядке, при этом в акте, составляемом по результатам проверки проверяемым лицом, указывается о переходе права на земельный участок и его неиспользовании.

6. В соответствии с пунктом 2 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1515, согласование планов проведения плановых проверок органами муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора осуществляется в целях недопущения проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя федеральными органами государственного земельного надзора и органами муниципального земельного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения установленной законодательством Российской Федерации периодичности проведения плановых проверок.

Таким образом, предметом рассмотрения при согласовании органами государственного земельного надзора ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках муниципального земельного контроля является недопущение проведения проверок исполнения одних и тех же требований в отношении одного лица органом муниципального земельного контроля и органом государственного земельного надзора, а также обеспечение установленной законодательством Российской Федерации периодичности проведения проверок.

II. Обоснование проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях

7. С 1 января 2017 г. при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации, в том числе приняты меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, а у юридического лица - пояснений в отношении полученной информации.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

По решению заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Росреестра (далее - руководитель Росреестра), заместителя руководителя Росреестра (территориального органа Росреестра) предварительная проверка, внеплановая проверка прекращается, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившегося поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Проведение предварительной проверки позволяет сократить количество необоснованных внеплановых проверок, снизить избыточное административное давление на подконтрольных субъектов.

Согласно статистическим данным Росреестра в сфере контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, количество внеплановых 9 проверок в 2017 году, по итогам которых были выявлены нарушения обязательных требований, снизилось по сравнению с 2016 годом на 10,5%.

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости внедрения в практическую деятельность территориальных органов Росреестра мероприятий по предварительной проверке.

В целях сокращения количества внеплановых проверок территориальным органам Росреестра при принятии решения о проведении внеплановой проверки применять меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию.

8. В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой выездной проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

При анализе правоприменительной практики Росреестра выявлены случаи обращений саморегулируемых организаций с мотивированными ходатайствами о продлении сроков исполнения ранее выданного предписания. При этом причины продления сроков можно охарактеризовать как уважительные (например, необходимость проведения общего собрания членов саморегулируемой организации). Однако законодательством не предусмотрена возможность продления сроков исполнения ранее выданного предписания.

В связи с изложенным целесообразно внесение в Закон № 294-ФЗ положений, предусматривающих возможность в исключительных случаях принятия органом государственного контроля (надзора) на основании ходатайства поднадзорного субъекта мотивированного решения о продлении срока исполнения ранее выданного предписания.

9. В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено) информации, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привели к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создали непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

В соответствии с пунктом 11 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 (далее - Правила составления и направления предостережений), при отсутствии возражений на предостережение юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.

Орган государственного контроля (надзора) использует указанное уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 14 Правил составления и направления предостережения).

Необходимо отметить, что законодательством не предусмотрено проведение органом по контролю (надзору) контрольных мероприятий в случае непредставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения, в том числе не установлены меры ответственности за непредставление уведомления.

Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия  для него наступят в связи с нарушением обязательных требований, а не в связи с неисполнением выданного предостережения.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об учете факта неисполнения предостережения в качестве отягчающего обстоятельства при выявлении нарушения обязательных требований, совершенного после объявления предостережения.

10. При организации проведения внеплановых проверок на основании представляемых сведений об уничтожении пунктов государственной геодезической сети территориальным органам Росреестра необходимо учитывать, что пункты государственной геодезической сети, построенные за счет средств федерального бюджета, носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются основой государственного кадастра недвижимости, их уничтожение и повреждение могут привести к возникновению угрозы безопасности Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ возникновение угрозы безопасности Российской Федерации является основанием для проведения внеплановой проверки.

11. Пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

Частью 4 статьи 77 Закона № 1Э1-ФЗ, а также пунктом 8 статьи 29.2 Закона 184-ФЗ определено, что положения указанных федеральных законов не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности организации проведения проверок в части основания проведения и согласования проведения внеплановых проверок.

Пункт 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований проведения внеплановых проверок в отношении граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В связи с изложенным внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления должны проводиться по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

12. Положения Закона № 1Э1-ФЗ и Закона № 184-ФЗ содержат нормы о необходимости согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации проведения внеплановых проверок соблюдения требований законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления. Указанные законодательные акты предусматривают необходимость согласования проведения как выездных, так и документарных проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации проверка органов государственной власти и органов местного самоуправления по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, проводятся без согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает необходимость согласования проведения внеплановых проверок граждан с органами прокуратуры. Таким образом, согласование проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требует согласования с органами прокуратуры. Указанная позиция отражена в письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 марта 2017 г. № 76/2-173-2017, размещенном на внутреннем портале Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») в папке «16 Управление государственного геодезического и земельного надзора» - «Общие документы» - «Ответы на вопросы».

13. Пунктом 7 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки. Указанная норма не содержит положений, предусматривающих исключение согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых документарных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых по указанным выше основаниям.

В связи с изложенным проведение внеплановой документарной проверки по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, возможно после согласования ее проведения с прокурором.

В случае несогласия с решением прокурора о согласовании или отказа в согласовании проведения внеплановой проверки такое решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Указанная позиция изложена в письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16 июня 2017 г. № 76/2-498-2017, размещенном на внутреннем портале Росреестра в сети «Интернет» в папке «16 Управление государственного геодезического и земельного надзора» - «Общие документы» - «Ответы на вопросы».

III. Подготовка и издание приказов (распоряжений) о проведении проверок, их содержание, выбор формы проведения проверки, исчисление сроков проведения проверок

14. Срок проведения выездной и документарной проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен статьей 13 Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с частью 1.1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, пунктом 10(4) Положения о земельном надзоре срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

Пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации не установлены особенности осуществления государственного земельного надзора в отношении граждан в части сроков проведения проверок, в связи с чем срок проведения документарной и выездной проверок, проводимых в отношении граждан, не может превышать 20 рабочих дней.

IV. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки

15. При организации и проведении выездных проверок территориальным органам необходимо различать требования статей 9 и 10 Закона № 294-ФЗ, предусматривающие заблаговременное уведомление лица, в отношении которого проводится проверка, о проведении проверки путем направления копии распоряжения о проведении проверки, и требования статьей 12 и 14 Закона № 294-ФЗ об ознакомлении и вручении копии распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу перед началом проведения выездной проверки.

Уведомление лица о проведении плановой проверки осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.

Сроки и порядок уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении внеплановых проверок установлены частями 16 и 17 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Ознакомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с копией распоряжения о проведении проверки осуществляется перед началом выездных мероприятий путем вручения копии распоряжения о проведении проверки представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, гражданину или его уполномоченному представителю. О вручении копии распоряжения о проведении проверки перед началом проведения выездных мероприятий делается отметка в акте, составляемом по результатам проверки.

16. Положениями статьи 15 Закона № 294-ФЗ установлен запрет на осуществление плановой (внеплановой) выездной проверки в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Следует отметить, что в случае отсутствия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при надлежащем уведомлении их о проведении проверки проверка может быть проведена при наличии возможности достижения цели проверки.

Зачастую отсутствие при проведении проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя не позволяет провести проверку соблюдения требований законодательства, установить обстоятельства соблюдения (несоблюдения) требований законодательств<

Назад
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Основные разделы

Услуги и сервисы

t4pe2vcwuqk
logotip-dlinnyj0
ezgif-7-342c61d995-2
38
400x240
dostizheniya-oblozhka_119
2-1
 
 

© Администрация муниципального образования "Новодугинский район" Смоленской области, [Год]

Яндекс.Метрика

телефон: 8 (48138) 2-20-31

факс.: 8 (48138) 2-20-31

Е–почта: amo-novodug@yandex.ru
Почтовый адрес: с. Новодугино, ул. 30 лет Победы, д. 2

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!